Wednesday, June 6, 2012

俄罗斯外交部的外交学院副院长Александр Лукин写的关于上合组织问题的文章

事实上中国也清楚这些问题,只不过不说出来,不知道是不是出于面子的原因,不能说出来正视。

文章标题为"问题的代价"。这里就说一下该问的大概,不逐字翻译了。 俄语全文见:http://goo.gl/oVkAG

年轻的上合组织最主要的成果是在国家安全上面的合作,比如地区反恐,打击毒品等。而在经济上,尽管文件很多,但几乎没有什么实际的多边合作项目。现在该组织已经发展到该导论自己下一步该怎么走的时候了,然而成员国之间还没有什么统一的意见,各有各的心思。

首先,中国主要感兴趣经济合作,建立自由贸易区以便更好推销自己的产品,对该地区的自然资源也很感兴趣。俄罗斯则希望发展政治合作,加强与中国在中亚的合作。而中亚地区的国家则希望获得投资和经济援助。这一点乌兹别克表现得特别明显,既不加入上合组织大学联盟,也不参加上合青年联盟,或者类似其他的机构。

另外上合组织也受到前苏联成员国一体化进程的挑战(我本人认为这是最关键的)。比如"欧亚经济合作组织"和"集体安全条约组织"活动的集约化,俄罗斯,哈萨克斯坦的关税联盟等,如何在上合组织框架内对待这些发展进程,因为上面提到的这些组织的前苏联国家,除了中国外,也是上合组织的成员。前苏联加盟共和国之间的一体化进程(优先性)显然更高。

而把中国(的交往)提上到与前苏联国家一样的高度,这也是不可能的,大家都害怕向中国这个巨大的经济体敞开市场,而中国可能也不愿意上合组织仅仅是一个负载独联体国家的简单机制。

文章最后指出,假如上合组织接受南亚中东的印度,巴基斯坦,伊朗为完全成员国,可能成为一个有影响的国际组织,但最后一句话也是强调了主要在解决安全问题上发挥作用,不仅在中亚,在其他区域也得到发展。但文章最后并没有明确指出,说这种方式可以发展该组织经济合作(事实上,这是明摆着的事情,中国就是不愿意承认)。

ШОС — молодая организация, успехи которой наиболее очевидны в сфере безопасности: армии государств—членов ШОС организуют совместные антитеррористические учения, в Ташкенте работает региональная антитеррористическая структура, проводятся совместные операции по борьбе с наркоторговлей. Меньше успехов на экономическом фронте: несмотря на обилие документов, реальных многосторонних проектов практически нет.

При этом сегодня ШОС подошла к некоторому рубежу, когда ей надо определяться, куда идти дальше. Однако по этому вопросу между членами ШОС особого согласия нет. Китай в основном заинтересован в экономическом сотрудничестве, создании зоны свободной торговли для лучшего сбыта своих товаров, а также в природных ресурсах региона. Россия хотела бы больше развивать политическое сотрудничество с целью усиления взаимодействия с Китаем в Центральной Азии. В свою очередь, государства Центральной Азии в основном рассматривают ШОС как дополнительный механизм по привлечению инвестиций и финансовой помощи. Их мало интересуют затратные проекты. Особенно последовательной в этом плане выглядит позиция Узбекистана, который не участвует ни в создании Университета ШОС, ни в Молодежном союзе ШОС, ни в других подобных инициативах.

Различное видение перспектив развития организации привело к тому, что ожидавшаяся всеобъемлющая "Стратегия развития ШОС", которую планировалось принять на нынешнем, пекинском саммите, вылилась в куцые "Основные направления".

Впрочем, главным вызовом для ШОС становится развитие процесса интеграции на постсоветском пространстве. Интенсификация деятельности ОДКБ и ЕврАзЭС, Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, перспективы его расширения и создания ЕЭП и ЕАС ставят вопрос о том, как развитие сотрудничества в рамках ШОС будет соотноситься с этими процессами. В ШОС входят те же страны, за исключением гигантского Китая. Уровень интеграции между бывшими республиками СССР явно будет выше.

Тот же уровень интеграции с Китаем вряд ли возможен: соседи опасаются открывать свои рынки и границы гигантскому густонаселенному Китаю с его мощной экономикой. Пекин же вряд ли согласится с ролью ШОС как простого механизма пристегивания его к пространству СНГ.

Возможно, ШОС могла бы найти свою нишу в случае ее расширения в сторону Южной Азии и Среднего Востока, приняв в качестве полноправных членов Индию, Пакистан, в перспективе Иран. Тогда она стала бы мощной международной структурой, решающей проблемы безопасности и развития не только в Центральной Азии, но в гораздо более крупном регионе.

Из Ъ http://goo.gl/oVkAG

No comments:

Post a Comment